Главное меню меню
Большой ассортимент в наличии на складе. Редкие позиции металлопроката готовы привезти на заказБольшой ассортимент в наличии на складе. Редкие позиции металлопроката готовы привезти на заказ
Гибкая система ценообразованияГибкая система ценообразования
Удобный способ подписания документов. Нет бюрократииУдобный способ подписания документов. Нет бюрократии
Быстрое согласование договорных условийБыстрое согласование договорных условий
Отсрочка платежаОтсрочка платежа
Оперативная погрузкаОперативная погрузка
Комплектация заявки на один складКомплектация заявки на один склад
Услуги доставки по городу и странеУслуги доставки по городу и стране
Услуги резки металла всеми режущими инструментами и оборудованиемУслуги резки металла всеми режущими инструментами и оборудованием
Комплексное снабжениеКомплексное снабжение

А проблемы-то накапливаются. Российский и мировой рынок стали: 14-21 января 2024 г.

22.01.2024

Середина января выдалась умеренно морозной, но обстановка вокруг весьма горячая. Ближневосточный кризис продолжает развиваться и расширяться, политическая напряженность растет, на так называемом Всемирном экономическом форуме заявляли о необходимости подготовки вакцин против неведомой смертельно опасной "Болезни Х", которой пока еще нет, но, возможно, будет. Да и с экономикой не все в порядке, что с российской, что с мировой.

Российский рынок стальной продукции в очередной раз подтвердил свою роль важного макроэкономического индикатора. Для него г. начался не слишком хорошо, что говорит о наличии проблем более высокого порядка.

После завершения праздничного периода немного повысились цены на арматуру. Но это стало возможным, прежде всего, вследствие сокращения объемов ее производства при сохранении достаточного спроса со стороны строительной отрасли. Жилищный сектор, показавший в 2023 г. рекордный объем сдачи жилья, пока находится на пике, да и инфраструктурный не отстает. Кроме того, снова начал дорожать металлолом, подталкивающий вверх стальную продукцию.

Однако горячекатаный прокат продолжает медленно снижаться на споте, а цены на сварные трубы у наиболее агрессивных поставщиков, немного поднявшиеся в конце декабря — начале января, снова рухнули. Предложение этих видов продукции избыточное, точнее, это спрос на них недостаточный. Конечно, в немалой степени ответственность за это несут погодные факторы, но очень большую роль играет и торможение в экономике, вызванное высокими процентными ставками.

Именно их резкое поднятие во второй половине прошлого г. стало, в частности, причиной конфликта между крупнейшими банками и застройщиками. Банки, которым государство компенсирует только часть недополученной прибыли при предоставлении льготной ипотеки, при росте ключевой ставки и ужесточении условий выдачи почувствовали себя обделенными. И, соответственно, решили "добрать свое", внезапно и без предупреждения введя комиссию для девелоперов. Выдал, мол, банк льготный кредит для покупки квартиры в строящемся доме, так пусть застройщик за это забашляет банку определенный процент (7,5-11,5% в зависимости от конкретной программы) от суммы того кредита.

Скандал получился громким, дойдя до РСПП, правительства и ФАС. Однако хорошего выхода из него не просматривается. Некоторые эксперты, как отмечается на портале "Единый ресурс застройщиков", считают, что наилучшим вариантом было бы откатить рынок к состоянию 2019 г. - без тотального засилья льготных программ, без многомиллиардного государственного субсидирования, с умеренными рыночными ставками и посильными ценами на жилье. Но для этого, для начала, ключевую ставку необходимо снизить хотя бы до 7-8% и больше не поднимать.

Проблема в том, что по-своему правы здесь все. Центральный банк борется с инфляцией как может и умеет. Как говорится, их так учили. А то, что ситуация изменилась даже по сравнению с 2015-2017 гг., то тем хуже для ситуации. Готовых рецептов просто нет в природе, и их приходится искать методом проб и ошибок. Увы, финансисты — не ученые, они сначала на кошках или там морских свинках потренироваться не могут.

Российские банки, наверное, могут претендовать на статус самых ненавидимых организаций в стране. "Естественные монополисты" во всей своей красе и гадости. Себя они никогда не обидят и, как истинные джентльмены, легко и свободно меняют правила, как только они начинают их хоть как-то не устраивать.

Но банки, особенно, крупные, это реальная опора экономики. Она обязана быть прочной, иначе последствия будут самые разрушительные, причем, в общенациональном масштабе. Такую систему можно считать порочной и несправедливой, но она есть, и с этим надо считаться. Наконец, большая часть крупных банков у нас государственные, а их сверхприбыли, которые они получают, грабя клиентов, превращаются в доходы бюджета. Такое вот утешение...

Наконец, застройщик, с одной стороны, тоже себя, как правило, не обидит. Но вынужден реализовывать свои проекты на заемные деньги и поэтому имеет ограниченные возможности по снижению цен на уже заложенное банку строящееся жилье.

И это еще, кстати, большой вопрос — что стало причиной резкого удорожания недвижимости в последние годы. Есть подозрение, что его отправной точкой стал "импорт инфляции" в 2020-2021 гг. И только во вторую очередь сработало увеличение спроса за счет не только и не столько запуска льготной ипотеки, сколько инвестиционной скупки жилья в условиях неопределенной политической обстановки, перекрытия каналов для инвестирования за рубежом и падающего рубля. А уже в третью девелоперы, как говорится, вошли во вкус.

Что же, в советские времена нам говорили правду. Кризисы — это естественное свойство капиталистической модели экономики. За все надо платить. За избыточное регулирование частного сектора, равно как и за недостаточный уровень его регулирования — тоже.

Альтернатива? Их у нас тоже есть. Как раз на прошлой неделе правительство утвердило комплексную программу по расширению производства воздушных судов, двигателей, приборов и агрегатов с общим объемом инвестирования 1 трлн. рублей., из них 280 млрд. рублей. - из Фонда национального благосостояния, 215,6 млрд. рублей. будет выделено из бюджета, 380,9 млрд. рублей. – предоставлено в виде кредитов, 122,8 млрд. рублей составят средства участников инвестпроекта.

Планируется, что данные средства пойдут на модернизацию российского авиастроения, развитие производственной и конструкторской базы и тотальное импортозамещение. В итоге до 2030 г. страна должна получить только от Объединенной авиационной корпорации более 600 современных гражданских самолетов, плюс сотни небольших бортов для локальных линий.

Здесь есть государственное планирование и финансирование, частно-государственное партнерство и крупная госкорпорация в качестве головного исполнителя. Однако всю экономику на этом принципе в обозримом будущем не построишь. Прежде всего, из-за дефицита управленческих кадров. Ни в строительном секторе, ни в металлургии создания государственных сверхгигантов пока не предвидится.

Что из всего этого следует? Во-первых, в ближайшие месяцы ситуация в российской экономике останется сложной. Повышение ключевой ставки само по себе является сильным проинфляционным фактором. Оно начнет сбивать инфляцию, только когда экономика рухнет в спад из-за сужения платежеспособного спроса, а компаниям, чтобы просто выжить сегодня и завтра, придется сбрасывать цены, наплевав на текущие убытки. Поэтому на скорое снижение ключевой ставки рассчитывать пока сложно.

Во-вторых, для российского рынка стальной продукции последствия у этих проблем неоднозначные. В жилищном строительстве будет спад и спад сильный, если в правительстве вот прямо в ближайшие месяцы не придумают и не внедрят какие-то новые меры поддержки отрасли. Но, скорее всего, мужик перекрестится не раньше, чем гром по-настоящему грянет.

Однако в кратко- и даже среднесрочной перспективе стройка будет показывать высокие результаты. Средний срок строительства многоквартирного дома в России — два г. и девять месяцев. Поэтому проекты, стартовавшие в прошлом г. еще долго будут создавать спрос на стальную продукцию. Плюс инфраструктура. Плюс новые регионы.

Взлеты и падения цен на арматуру в конце 2023 г. были вызваны нерыночными факторами. Если никто не станет снова раскачивать лодку, в ближайшие месяцы котировки могут остаться относительно стабильными. Основным ориентиром при повышениях будет выступать стоимость металлолома.

В то же время, для горячекатаного листового проката и сварных труб ближайшие перспективы менее утешительные Прошлогодний спрос на эту продукцию в обозримом будущем, скорее всего, не восстановится. Поэтому единственным выходом видится сокращение объемов предложения.

Правда, для российских металлургов первая половина января выдалась менее напряжной, чем могло бы быть, за счет некоторой активизации экспорта. Обстрелы судов западных компаний в Красном море и Аденском заливе заставили многих судовладельцев перейти на обходной маршрут вокруг Африки. Это повысило конкурентоспособность российской стальной продукции в Турции и других странах Средиземноморья.

Кстати, этот же фактор стал одной из причин скачка цен на прокат в Европе, так как региональные производители почувствовали себя свободными от конкуренции со стороны азиатского импорта.

Впрочем, йеменские хуситы подтвердили, что для российских и китайских судов Баб-эль-Мандеб по-прежнему открыт. Так что, китайские компании имеют возможность и дальше поставлять свой листовой прокат в Турцию, причем по весьма конкурентным ценам. Что же касается российской заготовки, то ее дальнейший рост упирается в ограниченные возможности по увеличению стоимости турецкого проката.

Вообще, китайцы преподнесли большой сюрприз. По итогам 2023 г. они все-таки превысили прошлогодний объем выплавки стали, но менее чем на 0,1%. Для этого им пришлось в декабре сократить среднесуточное производство на 14,2% по сравнению с предыдущим месяцем до 2,175 млн. т — самого низкого показателя с декабря 2016 г. Как говорится, для китайских коммунистов, капиталистов и статистических специалистов воистину нет ничего невозможного!

На 2024 г. китайская консалтинговая компания Mysteel прогнозирует полную стабильность производства, внутреннего потребления и даже цен на стальную продукцию. Ожидаемые изменения по сравнению с 2023 г. по всем позициям должны составить менее 1% в плюс или минус.

В то же время, китайский экспорт стальной продукции в текущем г. должен несколько сократиться по сравнению с прошлым годом, но конкретных цифр Mysteel не приводит. Впрочем, исходя из стабильных объемов производства и внутреннего потребления, внешние поставки не должны сильно отличаться от уровня прошлого г. — порядка 93 млн. т, считая полуфабрикаты.


Возврат к списку