Главное меню меню

Преимущества

Большой ассортимент в наличии на складе. Редкие позиции металлопроката готовы привезти на заказ
Гибкая система ценообразования
Удобный способ подписания документов. Нет бюрократии
Быстрое согласование договорных условий
Отсрочка платежа
Оперативная погрузка
Комплектация заявки на один склад
Услуги доставки по городу и стране
Услуги резки металла всеми режущими инструментами и оборудованием
Комплексное снабжение

Где деньги лежат? Российский и мировой рынок стали: 14-21 мая 2023 г.

22.05.2023

На мировом и российском рынке стальной продукции уже несколько недель подряд сохраняется относительная стабильность. Хотя в отношении прошедшей недели на первый план в этом сочетании выходит слово «относительная».

На самом деле изменения есть, правда, пока существенно не затрагивающие общие тенденции. Так, например, немного выросли цены на сортовой прокат в Турции, а металлолом и листовая продукция прекратили снижение. Это было обусловлено ростом деловой активности перед первым туром президентских выборов 14 мая. Правда, затем покупательский интерес снова пошел на спад, так что новых подвижек придется ждать, как минимум, до конца мая – начала июня.

Перестали падать и внутренние котировки на стальную продукцию в Китае. Кроме того, там подорожала железная руда. Однако настораживает то, что основной причиной данных изменений опять стали ожидания. Мол, статистические данные за апрель показали, что экономика слегка тормозит, значит, правительство запустит некие стимулы, чтобы ускорить ее рост.

Тут впору вспомнить, что слово «стимул» изначально означало в Древнем Риме палку или прут с заостренным концом, которым погоняли скот. Какое-то время этот метод, наверное, действует, но затем наступает момент, когда сколько не стимулируй осла или лошадь, быстрее они бежать не будут. Поэтому и с экономикой надо обращаться бережно. И как показывает опыт последних лет, китайские товарищи начали осторожнее подходить к вопросам стимулирования, не злоупотребляя данным инструментом.

К тому же, подорожание ЖРС в Китае случилось по той причине, что местные металлургические компании снова приступили к увеличению производства, рассчитывая на будущее расширение спроса. Таким образом, ключевая в этом году проблема – избыток предложения стальной продукции на китайском рынке – не решается никак.

В принципе, под влиянием китайской вспышки оптимизма в Азии слегка подорожала заготовка. Но говорить о появлении новой тенденции пока рано. Да и в других секторах китайская продукция продолжает поступать на внешние рынки по крайне низким ценам, и прекращения этой экспансии пока не предвидится. Подорожание, например, китайского листового проката видится маловероятным. А если местные металлурги опять начали увеличивать выпуск, то обстановка в перспективе может даже ухудшиться.

Европу по-прежнему заваливает дешевеющим на глазах азиатским прокатом. Предложения по горячекатаным рулонам индийского производства уже опустились до 600-620 евро за т CFR Италия с поставкой в августе-сентябре. Да и сами итальянские компании не исключают возможности удешевления своей продукции до менее 700 евро за т EXW за базу во втором полугодии. Специалисты опять заговорили о дальнейшем повышении процентных ставок в целях борьбы с непокорной инфляцией, и эта перспектива вызывает у представителей реального сектора экономики глубокое уныние.

Западная верхушка собралась в Хиросиме на очередную встречу в рамках G7. Фоном для этого междусобойчика послужила новая стратегия восстановления экономического лидерства США, озвученная советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном. Если коротко, заключается она в том, что Штаты хотят вернуться в благословенные для них времена второй половины 40-х гг. ХХ века, когда в них были сосредоточены половина всего золотого запаса мира и большая часть производственных мощностей в стратегических отраслях.

Чтобы добиться этого положения, нынешние американские власти готовы широко использовать государственные инвестиции в тех отраслях, где частный капитал не справляется с целями развития. Так, например, в рамках действующего с начала 2023 г. Закона о снижении инфляции предлагается потратить $450 млрд. государственных денег на щедрое субсидирование проектов климатической направленности.

Вообще, G7 в очередной раз заявила о намерении как можно скорее перейти на полностью «зеленую» энергетику, чтобы больше не зависеть от «грязной» нефти и «вонючего» газа, особенно, российского происхождения. Правда, тут возникает неожиданная проблема ресурсов. Западным странам категорически не хватает собственных редкоземельных металлов, лития, кобальта, никеля, меди и прочих видов стратегического сырья.

Чтобы решить эту проблему, США желают создать новую систему глобальной торговли, регулируемой не ВТО, а новыми американскими правилами, которые, в частности, предусматривают западный контроль над важнейшими технологиями и отрезание Китая от источников ресурсов,

Правда, тут возникает вопрос о том, как убедить страны Африки и Латинской Америки, на чьих территориях расположены важнейшие месторождения стратегических полезных ископаемых, осуществлять поставки именно в США. Традиционно для этих целей использовались такие методы как дешевая скупка местных элит, «оранжевые» революции для несговорчивых и экономические санкции против «недемократических» режимов. Однако сейчас американцы, осознавая, что привычная стратегия почему-то дает сбои, готовы раскошелиться на некоторые пряники.

В частности, речь идет о том, чтобы безвозмездно, то есть, даром профинансировать в развивающихся странах проекты внедрения альтернативной энергетики и прочие «климатически кошерные» решения. Что в перспективе создаст там зависимость от провайдеров ключевых технологий управления энергосетями с высокой долей нестабильных источников энергии с прерывистой генерацией.

В общем, будем наблюдать. И ждать ответных шагов от стран БРИКС на июньской встрече на уровне министров иностранных дел и августовском саммите. Потому как создание независимой от западных стран экономической и финансовой структуры тоже идет. Причем этот проект может оказаться более конкурентоспособным, чем система, основанная на американских правилах.

У нас между тем немалый резонанс вызвало недавнее заявление председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина о необходимости национализации основных отраслей экономики страны в целях обеспечения экономической безопасности. Вообще-то, Следственный комитет экономическую политику в России не определяет никаким боком, так что до перехода этой инициативы на уровень правительства пролегает дистанция огромного размера. Но определенное напряжение его слова вызвали, не без того.

В принципе, в современной российской экономике и так велика доля государства. Правительство, в последние годы активно разрабатывающее различные программы, стратегии, методы поддержки промышленности и строительства, определенно начинает рассматривать Россию как государство-корпорацию, единый централизованно управляемый хозяйственный комплекс. То есть, речь по сути идет о том, чтобы реализовать с учетом анализа прежних ошибок, нового опыта и имеющихся инструментов (в частности, информационных) ту концепцию, которую не смогло даже осознать руководство Советского Союза.

Значительное место в экономике России занимают крупные госкорпорации, которые действительно занимаются стратегическими вопросами на важнейших направлениях. И хотя по поводу эффективности расходования ими средств порой возникают вопросы, нет особого сомнения в том, что львиная доля их прибыли тратится на их собственное развитие, включая реализацию долгосрочных проектов, зачастую не дающих моментальной финансовой отдачи, либо перечисляется в бюджет.

Однако в правительстве, как представляется, есть понимание и того, что закрыть все направления таким способом невозможно, да и нерационально. Даже в газовом секторе есть не только «Газпром», великий и ужасный, но и вполне себе частный «Новотэк». А в строительстве при всех нареканиях в его адрес пока не ставится задача создания государственного мега-девелопера.

Другое дело, что в рамках государства-корпорации частный бизнес при сохранении своего личного интереса должен, в первую очередь, следовать государственной политике и ориентироваться на разработанные правительством программы и стратегические планы. Но при этом очень важны понятные и, главное, соблюдаемые всеми правила игры, так как частный бизнес может оказаться источником как слабости, так и силы экономики.

На конференции «Стальные трубы: производство и региональный сбыт», которая проходила в Волгограде 18-19 мая, среди прочих вопросов затрагивался очень важный момент: сложившаяся на сегодняшний день структура российского рынка, отдельные аспекты которой являются проблемными для его участников.

В целом текущая обстановка относительно стабильна, но опять, лишь относительно. При устойчивых заводских ценах на большинство видов стальной продукции на споте значительно подешевела арматура. Стоимость сварных труб выравнивается с котировками на рулоны, что лишает трубников возможности варьировать цены с опорой на менее дорогостоящие запасы прошлых месяцев.

Рентабельность металлотрейдерского бизнеса падает. По некоторым видам продукции (той же арматуре) дистрибьюторская маржа стабильно отрицательная. Ряд крупных поставщиков постоянно держат свои цены ниже рыночных, загоняя конкурентов в убытки. Причем у торговых компаний растут затраты на дефицитную рабочую силу, на логистику и на все остальное.

Из этого вытекают, по меньшей мере, две вещи. Первое – торговые дома металлургических компаний сегодня зачастую играют на рынке деструктивную роль. По той причине, что в отличие от независимых трейдеров, заточенных на получение прибыли от торговой деятельности, их главная задача – обеспечение сбыта продукции родительской корпорации с целью достижения оптимальной загрузки мощностей.

Причем эта проблема будет только обостряться. По данным агентства «Прайм», вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил о том, что по своим производственным показателям металлургическая отрасль выходит на уровень прошлого года, а загрузка мощностей достигает 100%. Однако с учетом негативных тенденций на мировом рынке это означает, что больше стальной продукции должно быть потреблено в России. А существенного подъема в обозримом будущем не ожидается. Конкуренция между поставщиками еще больше усилится.

В западных странах металлургические компании не могут иметь подконтрольные металлотрейдерские структуры. За этим следят местные антимонопольные органы. А вот наша ФАС такими вещами почему-то не интересуется. Возможно, зря. У наших соседей крупные металлургические предприятия наподобие Белорусского метзавода и «Узметкомбината» продают свою продукцию через товарные биржи. Тоже достаточно интересный опыт, невостребованный в наших условиях.

Второй вывод, который следует из дискуссий на трубной конференции в Волгограде, заключается в том, что на вызов, который ставит перед металлоторговлей нынешний российский рынок, можно найти ответы. Так, практически все компании этого сектора уже не являются чистыми трейдерами. Они предлагают клиентам услуги по металлообработке, вплоть до производства комплектующих под заказ, или обеспечивают им оперативную поставку металлопродукции. Все это дает добавленную стоимость и дополнительный доход.

Второй урок заключается в том, что необходимо снижать себестоимость. Неожиданно российский рынок стали оказался в ситуации, сравнимой с началом 50-х гг., когда цены постоянно снижались, а производителям надо было как-то выкручиваться. Например, на Нижне-Волжском трубном заводе (НВТЗ) весьма успешно запускается система бережливого производства.

Деньги лежат везде. Просто чтобы их поднять, сегодня приходится прикладывать мозги и затрачивать немало труда.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».

Приглашаем всех принять участие в деловых мероприятиях, запланированных на 2023 г. В частности, 5 июня в Москве пройдет конференция "Электронная коммерция на рынке металлов". А в рамках деловой программы 8-й Международной специализированной выставки "Металлоконструкции 2023", которая состоится в Москве 6-8 июня, будут проведены конференции "Качественный крепеж - надежность машин и металлоконструкций" и "Стальные конструкции: основные тренды 2023 г.".


Возврат к списку